МОРСКИЕ ПРОГРАММЫ: ОБЗОРЫ

Видеопрокладчики и электронные карты: -HORIZON-XP- - Raytheon RayTech-

 Видео-прокладчик HORIZON-XP
Профессиональная программа для использования в качестве Электронной Картографической Системы на судах морского флота, также как на яхтах, катерах и т.д. Установка программы возможна как на английском, так и русском языке. Подключение GPS через NMEA (выходной разъем приемо-индикатора) и обычный 9-pin COM-port на компьютере пользователя. Подключение очень простое и не требует никаких специальных навыков или знаний. (См. схему подключения к GPS). Кроме GPS возможно подключение авторулевого и САРП.

Установка на жеский диск полная, для работы программы наличия диска в дисководе не требуется. Занимает порядка 350 МВ памяти жесткого диска.

Программа использует только векторные карты, полный пакет которых, покрывающий все районы плавания, имеется на диске. Исключение составляют лишь некоторые районы внутренних вод. Являясь, по сути, полным аналогом видеопрокладчика "Цунами" от Транзас Марин (Великобритания), HORIZON-XP включает в себя адмиралтейские карты, а также карты издания других государств - Германии, Швеции, Норвегии и т.д., сответственно району плавания. Корректура имеющихся карт возможна двумя способами - загрузкой с диска, содержащего корректуру и "вручную" - используя имеющуюся функцию нанесения соответствующих символов и знаков. Единственный недостаток ручного метода: объект, обозначенный на карте (маяк,буй, отметка глубины, нав.опасность) не удаляется, его лишь можно зачеркнуть. Объекты же, нанесенные вручную, с карты можно удалять. Нанесенная таким образом информация сохраняется в файле и далее запускается автоматически.

Как и в других видеопрокладчиках, переход с карты на карту происходит автоматически и беспрерывно, при этом происходит и выбор наиболее удобного масштаба (довольно толково). При необходимости можно сменить масштаб по усмотрению пользователя, либо использовать функцию многократного зуммирования (увеличения).

Рассмотрим некоторые возможности видеопрокладчика HORIZON-XP:

  1. Масштабирование карт: 1 000 : 200 000 000
  2. Сигнализация при подходе к точке поворота, отклонении от курса, ХТЕ, приближении к навигационным опасностям, при выходе на заданные глубины, при подходе к специальным зонам (системам разделения движения, якорным стоянкам, районам ограниченного плавания, неисследованным прибрежным участкам, запретным районам и многое другое), перед сменой вахт, на заданное время или заданную позицию. Выбор сигнализации (одной, некоторых или всех вместе) производится пользователем.
  3. Удобное и простое составление маршрута перехода (ввод WPT - путевых точек), при этом осуществляется контроль маршрута, и, в случае, если на линии пути или в непосредственной близости от неё имеется препятсвие, опасность, либо глубина меньше заданной - появляется тревожное сообщение. Есть функция реверсирования маршрута (переключение путевых точек в обратном порядке). Ограничений по числу WPT нет, все созданные маршруты могут быть сохранены в специальном файле. При выходе из программы или перезапуске ПК и следующем её включении - навигация возобновляется по тому маршруту, который использовался на момент выключения. При этом информация не утрачивается - траектория пути, временные отметки на каждый пройденный час и поворотные точки. Траектория движения судна представляется тонкой черной линией, поделенной точками на минутные отрезки и часовые интервалы. Выбор следующей путевой точки (включенной в маршрут) определяется автоматически.
  4. Вся необходимая навигационная информация представлена на правой панели экрана и представляет собой три основных раздела. В верхнем участке панели: Статус GPS, Время (корректируется сигналом GPS и автоматически корректирует системное время ПК) Курс, Скорость, координаты судна. В среднем участке - на выбор пользователя: информация о маршруте - название текущего маршрута, следующая WP (её номер и имя), курс, ХТЕ, пеленг в точку, дистанция до неё, время следования с текущей скоростью и время прибытия, новый курс после поворотной точки; состояние моря и ветра (поступающие со внешних датчиков, если подключены); данные течений - уровень воды относительно нуля карты, направление и скорость течения (расчитываются программой, благодаря заложенным в неё таблицам приливно-отливных течений - довольно точно); рассчет ЕТА, экономичной и оптимальной скорости маршрута и др. В нижнем участке панели - меню управления, шкала и используемый масштаб карты.
  5. Журнал - ведется автоматически и сохраняется в памяти программы, на каждый день фиксируются: время прохождения путевых или поворотных точек, их координаты, генеральные курсы и скорости, дистанции, пройденные за вахту, за день и за рейс. Номера карт, использованных прокладчиком. Кроме того, вручную на каждый момент времени можно занести данные: Ветер - направление и скорость, волнение моря - направление и высота волн, состояние видимости, давление, температура воздуха и забортной воды, обороты двигателя. И, конечно, любые текстовые дополнения и сообщения на каждый момент времени/события. При необходимости возможна распечатка журнала.
  6. Моментальное нанесение точки события - Event, может быть использовано для различных ситуаций, от отдачи якоря до "Человек за бортом".
  7. Выбор освещенности и цвета экрана "День-Сумерки-Ночь", 6 вариантов на выбор.

Во время работы программы не исключается использование ПК для выполнения иных операций и работы с другими программами, в меру возможностей компьютера. Для того, чтобы свернуть окно с HORIZON-XP, используйте кнопку выхода в Windows на вашей клавиатуре.

Для подробного ознакомления выгрузите "Руководство по эксплуатации" на русском языке в форсате word/zip. (Подходит также для программы Tsunami's)

Недостатки видеоплоттера:

  1. К таковым можно отнести отстутствие базы данных Путевых точек и, соответственно, невозможность их выгрузки из памяти приемо-индикатора GPS. Вследствие этого Путевые точки необходимо вводить каждый раз при составления маршрута перехода. Компенсируется этот недостаток сохранением в памяти готовых маршрутов и чрезвычайной простотой их составления и ввода.
  2. Маршруты обозначаются именами из 8 символов (букв, знаков или цифр), сохраняются в алфавитном порядке без разделений по районам плавания либо каким-то иным, что, при значительном количестве сохраненных маршрутов, может представлять некоторую "громоздкость" в меню их выбора.
  3. Нет индикации ЕТА в конечную точку маршрута при текущей скорости судна, только в следующую путевую точку. Однако эта задача решается методом "от обратного" - задается время ЕТА, и на панели будет высвечиваться необходимое для этого времени значение скорости. Определить же ЕТА с текущей скоростью можно в любой момент с помощью суб-меню "Навигационные задачи" (Task).
  4. Отсутсвие картового покрытия некоторых (весьма, впрочем, редких) районов внутренних вод. Однако, подавляющее большинство внутренних вод такое покрытие имеют. Все судоходные каналы (например, Кильский канал), реки с крупными или значительными портами, фарватеры имеют в Горизонте отличное обеспечение детальными, достаточно масштабируемыми и зуммируемыми картами. Таким образом, данный недостаток относится лишь к редким участкам с обязательной лоцманской проводеой, требующих детальных знаний местных особенностей плавания.

При наличии в ПК одного LPT порта для принтера возможно его временное блокирование. Вследствие отказа от необходимости использования аппаратного модуля (защиты от неавторизованного использования) программа может блокировать этот порт, делая невозможным использования принтера на время работы видеопрокладчика и наоборот. Я решал эту проблемму следующим образом: Для активизации принтера - выйти из программы, войти в папку Программные Фалы, затем - в папку Horizon XP Patch, активировать uninstall Patch - и перезагрузить компьютер. После перезагрузки принтер готов к работе. Для восстановления работы прокладчика: инсталлировать Horizon XP Patch заново и перезагрузить ПК. Файл установки Horizon Patch.exe с диска скопируйте и разместите в папке с программой, он не будет удаляться в процессе деинсталляции патча и его там всегда легко найти. Возможно, эта небольшая проблема решается и более простым способом, но я без труда пользуюсь этим.

Преимущества.

Многие судоводители предпочитают именно этот прокладчик ввиду его надежности, простоты и удобства пользования. Они продолжают использовать Tsunamis (читай - Horizon XP) даже после установки на мостике более поздних версий видеопрокладчиков иных производителей. Например, в отличие от ярких по цветовой гамме карт от C-Map, карты в Horizon XP сохраняют традиционнве расцветки обычных адмиралтейских, в чем некоторые судоводители видят значительное преимущество. Я бы отметил - Надежность, простота и стабильность. Программа не сбоит, не зависает, неприхотлива к системным требованиям ПК. Не использует чужих, защищенных правами, трэйд марок...

РЕЗЮМЕ

К хорошему привыкаешь быстро. Использование электронных карт, несомненно, выводит штурманскую работу на новый качественный уровень. Постоянный мониторинг движения судна, при грамотном использовании, безусловно способствует повышению безопасности навигации. Horizon XP является надежной профессиональной электронной картографической ситсемой, отвечающей всем необходимым требованиям. Капитанам судов, при использовании ноутбука позволит осуществлять непрерывный контроль движения судна даже из собственной каюты, а штурманам - значительно улучшить качественное несение ходовой вахты.

Программа опробована мною в течении пяти месяцев при плавании в Балтийском и Северном морях. Оценка - 5 баллов по пятибальной шкале.

Navigo, 2004

Видеопрокладчик Raytheon Raytech

Программа предназначена для использования в качестве электронной картографической системы как на торговых судах морского флота, так и на рыболовецких судах, а также яхтах, катерах и т.п. Установка на жеский диск полная, для работы программы наличия диска в дисководе не требуется. Занимает порядка 450 МВ памяти жесткого диска. Может использовать как векторные, так и растерные карты практически любых форматов. Возможна загрузка дополнительных карт из иных источников. Комплект карт, имеющийся на диске, обеспечивает 100% покрытия мирового океана, однако со значительными ограничениями по масштабу. В целом, карты по масштабу являются Генеральными и Путевыми, однако не Подходными. Зуммирование предусмотрено, однако при превышении имеющегося масштаба карты на мониторе будет высвечиваться лишь "координатная сетка", то есть серый фон с градуировкой, без каких либо картографических символов. Путевые (поворотные) точки и линии курса также отображаются на "сетке", что делает возможным её использования для точного удержания судна на GPS курсах. Исключение составляют воды побережий США, имеющие покрытие растерными картами ВСВ - их комплект полный, согласно Каталога. В качестве же векторных карт в программе используются норвежские С-Мар. Программа предусматривает использование специальных карт 3-D измерения для рыболовецких судов, однако в комплект на диск такие карты не входят. Через интернет можно бесплатно заказать карты погоды, также возможен upgrade on line.

Интерфейс, в целом, удобный; с возможностью выбора цвета и размера шрифтов навигационной информации. Информация представлена на трех панелях: вверху экрана - панель инструментов, внизу - меню управления и справа - навигационная информация. Окно программы представляет собой стандартное для Windows, сворачивается соответственно значком в правом верхнем углу рамки.

Панель инструментов - кроме выбора конфигурации, зуммирования и прочего имеет дополнительно функции для рыболовецких судов.

Меню управления представлено: Route - составление Маршрутов перехода и управление ими, Go To - выбор Маршрута плавания или плавания в выбранную Путевую Точку, Marks - управление графикой карты, Mode - выбор режима работы экрана, включая осветление.

Панель Навигационной информации может быть сконфигурирована по усмотрению пользователя, и представляет: Дату и Время, Координаты судна, Курс и Скорость, Дистанцию и Пеленг в Путевую Точку, Время прихода в неё (ЕТА) и время прибытия в конечную точку маршрута с учетом текущей скорости.

Составление маршрутов предусмотрено различными способами: при помощи мышки- выбором точки на карте, с последующим сохранением её как Путевой; составлением из ранее созданных и сохраненной в Базе Данных Путевых Точек (WP), количество которых не ограничено и может быть рассортировано в созданные пользователем папки (по номерам, районам плавания и т.п). Маршруты также сохраняются. Путевые точки могут быть высвечены на карте постоянно или же только будучи включенными в действующий маршрут. Предусмотрена возможность выгрузки WP из памяти приемо-индикатора GPS, (у меня, правда, не получилось, но я не особенно и старался).

Недостатки

Недостаточное масштабирование векторных карт, входящих в комплект. Можно компенсировать загрузкой дополнительных из других источников, если получится. За время использования в течении пяти месяцев программа неоднократно хандрила, при запуске путала Север с Югом, или меняла конфигурации панелей. Приходилось иногда перезапускать по нескольку раз. Природа этих явлений осталась невыясненной. Возможно, зависит и от ПК.При отключении программы и повторном запуске во время перехода, каждый раз возвращала счисление в начальную точку маршрута, так что приходилось добираться до нужной путевой точки с помощью опции "Следующий курс" (Next Leg). Когда искомая была уже где-то двадцатой по счету, это, естественно, нервировало. Переходов с карты на карту автоматический. Выбор лучшей карты для района - тоже. Однако выбор масштаба программа игнорирует, и при запуске масштаб выбирается вручную. Траектории движения судна сохраняются в памяти, и она от этого заметно "пухнет". Память программы, впрочем, самоочищается - дорастая до определенного значения. Эту опцию следует задать вручную. Имел место неприятный сюрприз - однажды, "самоочистившись", программа сбросила все путевые точки из базы данных... Не предусмотрена ручная корректура карт - наносить объекты можно, но специальных картографических символов и обозначений нет.

Преимущества

Возможность загружать дополнительно любые растерные и некоторые векторные карты. Апгрейд через интернет, возможно, и корректура карт тоже - не было возможности разобраться. Стандартный Windows интерфейс программы, соответственно, простота в использовании. Программа имеет специальные дополнительные возможности для рыбаков и яхт, позволяет контролировать передвижение других заданных судов-целей и ряд других опций типа "Парусная Регата".

РЕЗЮМЕ

Программа вполне достаточна для планирования рейсов, мониторинга и контроля движения судна. Однако для использования в качестве полноценной электронной картографич.системы имеющихся карт недостаточно. Может с успехом использоваться на яхтах и рыболовецких судах, также как и на любых судах морского флота. Моя субъективная оценка после пятимесячного использования программы: 4 с минусом. Возможно, не все возможности программы я изучил и использовал...

Navigo, 2003

ECDIS
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Hosted by uCoz